Добавьте страницу в закладки:

Остров проклятых, смысл фильма

 

Кадры из фильма 

 

Фильм Остров проклятых начинается с того, что два федеральных маршала прибывают на остров, где расположена психиатрическая больница для преступников. Им поручено расследовать исчезновение пациентки из больничной палаты. Как могла женщина сбежать из палаты, где зарешечены окна, а все выходы из здания охраняются санитарами?

Тедди Дэниэльс (Леонардо ди Каприо) сразу начинает задавать множество вопросов. Как только он сошел с парома, его не оставляет чувство тревоги подозрительности. Ему не нравится большое количество охранников на берегу, его настораживает колючая проволока по периметру, и он уверяет напарника Чака (Марк Раффаэло), что проволка под напряжением. Он подозревает доктора Неринга (Марк фон Сюдов) в том, что тот является нацистским врачом-изувером.

Леонардо ди Каприо 

Получая уклончивые ответы на свои вопросы, он выходит из себя, и грозится вывести на чистую воду все это заведение, где по его мнению, проводятся опытыт над людьми. Дальнейшее развитие сюжета напоминает компъютерную игру-бродилку, в которой герой переходит с уровня на уровень в поисках выхода. Возникают новые и новые преграды и головоломки. И с каждым кадром складки на лбу ДиКаприо становятся все глубже и напряженнее....  

Мартин Скорсезе выстраивает действие таким образом, чтобы окончательно запутать зрителя, вызвать у него приступы паранойи. И это ему удается. Развязка фильма до самого конца остается неразгаданной, и она настолько поразительна, что зритель чуть ли не на следующий день испытывает желание снова увидеть его, чтобы найти подсказки и намеки на такой финал. И он их находит, - в жестах, взглядах, словах... То есть, "Остров проклятых" можно назвать фильмом двойного просмотра.

Тот, кто ищет в сюжете какой-то скрытый смысл или подтекст,- социальный, нравственный или политический - попадает в ту же ловушку, что и главный персонаж. Смысл может быть любой, фильм не поддается однозначному анализу. При желании (и при хорошей фантазии) можно напридумывать кучу версий и объяснений, но все они будут так же эфемерны и призрачны, как сознание галлюционирующего пациента.

Смысл этого фильма следует искать не в логических построениях сюжета, а в том, какие чувства он оставляет после себя. Скажем прямо: чувства не самые приятные, и первое из них - это смущение. Что-то антигуманное, темное всплывает на поверхность.

Финал фильма ужасен. До конца неясно, где ложь и где правда. Вместо исцеления или прозрения, вместо освобождения от кошмара и заблуждений, разоблачения лжи и дьявольских подмен, вместо облегчения и надежды - мы слышим апологетику самоубийства.

Мартин Скорсезе, проведя нас через все адовы круги и лабиринты, никак не выразил своего отношения ко всему этому кошмару. Он просто это показал.

 

фильм Исходный код

 

 

загрузка...